Основное с совещания по развитию авиаотрасли
Основное с совещания по развитию авиаотрасли: Путин поручил резко поднять долю отечественной техники в парке гражданской авиации, а также пообещал поддержку авиакомпаний, в том числе через новые программы компенсации цены авиабилетов.
Изменение доли отечественной авиатехники здесь видится ключевым приоритетом. Импортозамещение в авиационной отрасли перешло из категории «было бы неплохо» в категорию «жизненно необходимо», при этом надо понимать, что сравнительный недостатки отечественной авиатехники, как и сравнительные преимущества западной, никуда не делись – но их значение стало совершенно иным.
В 1990-е годы отрасль просто разваливалась на глазах, в 2000-е ее начали восстанавливать, но с прицелом в первую очередь на коммерческую эффективность частных авиаперевозчиков. Учитывая объем стоявших перед государством задач на всех направлениях, до радикального решения проблем авиаотрасли руки очевидно не доходили. Новые отечественные самолеты, такие, как SSJ и МС-21, также строились в первую очередь исходя из требований коммерческой эффективности – отсюда и достаточно высокая доля импортных комплектующих в их конструкции.
Сейчас задача должна решаться уже исходя не из коммерческой эффективности, а из обеспечения транспортной связности страны, которая поставлена под угрозу санкциями Запада, максимально осложнившими эксплуатацию самолетов европейского и американского производства, а также поставку комплектующих для отечественных машин. Решение этой задачи требует от России стать самостоятельным игроком на рынке гражданского авиастроения, способным обеспечить свою отрасль без опоры на западные самолеты и критически важные комплектующие. В условиях сегодняшних санкций эта задача очевидно получит высший приоритет, с соответствующими кадровым и ресурсным обеспечением.
В том, что отечественные самолеты будут в итоге созданы, сомневаться не приходится – все необходимое для этого есть, особенно в условиях, когда коммерческая составляющая отходит на задний план. Самое интересное сейчас то, что даже когда кризис завершится, то представить себе переход «обратно на боинги и аэробусы» уже невозможно. Никто, как это было в 90-е, не рискнет снова поставить под угрозу транспортную связность страны (а это ее территориальная целостность, называя вещи своими именами) во имя прибыли.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии