Происшествия
358

Сегодня исполнилось 40 дней после гибели людей в ТЦ «Зимняя вишня»

По официальным данным, в кемеровском торговом центре погибли 60 человек.

Сейчас уже можно говорить, как власть среагировала на кемеровскую трагедию, кто может оказаться среди виновных в ней и чему она должна научить общество. В ситуации разбирался корреспондент VSE42.Ru.

Сейчас, когда после трагедии прошло больше месяца, люди, как видится, вправе рассчитывать на первые оценки того, что случилось в "Зимней вишне". Кстати, отчасти в качестве таких оценок можно расценивать и отставку бессменного на протяжении 20 лет губернатора Амана Тулеева.

Что же по факту в деле "Зимней вишни" есть на сегодняшний день?

Во-первых, это просто огромное количество жертв. Итоговая цифра – 60 человек. А до недавнего времени она составляла на четыре человека больше. Причем среди погибших 37 детей. А все потому, что на четвертом этаже ТЦ находились кинотеатры и детский развлекательный центр.

По факту гибели людей и самого пожара в ТЦ было возбуждено уголовное дело. За прошедший месяц первые его результаты выглядят следующим образом. Арестованы восемь человек. Среди них один, правда, бывший чиновник. Это Танзилия Комкова, ранее возглавлявшая инспекцию государственного строительного надзора по Кемеровской области. Предполагается, что именно она подписывала документы, необходимые для ввода в эксплуатацию сгоревший ТЦ.

Вместе с экс-чиновницей отправились под арест в следственный изолятор фигуры поменьше. В том числе (так или иначе) руководители самого ТЦ. Это генеральный директор ТЦ ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" (ККК, "якорный" собственник в "Зимней вишне") Юлия Богданова и технический директор компании Георгий Соболев, а также арендатор "Зимней вишни" Надежда Судденок.

Дальше идут фигуры, видимо, еще меньшего масштаба. Это руководитель и сотрудник компании "Системный интегратор" (обслуживала систему пожарной безопасности в "Зимней вишне") Игорь Полозиненко и Александр Никитин. К ним примкнул охранник ЧОП Сергей Антюшин, который не включил систему оповещения о пожаре.

Пока группу арестованных (поскольку следствие продолжается, а значит, дальнейшие задержания исключать нельзя) замыкает сотрудник МЧС Сергей Генин, принимавший участие в тушении пожара и чей автомобиль прибыл на место трагедии одним из первых.

С одной стороны, данные, собранные следствием о действиях Генина на пожаре, предполагают различные нарушения, а значит виновность. С другой стороны, родители погибших детей, чьи рассказы об ужасных минутах на пожаре, о телефонных звонках малышей, гибнущих в огне, о том, как они плакали и прощались – не могли оставить равнодушными никого в зале.

 

В такой ситуации решение суда вполне логично: арест на время следствия. Точнее, на два месяца. С возможностью продления.

Восемь человек, арестованных по делу "Зимней вишни", безусловно так или иначе связаны с этой трагедией. Тут спорить нет смысла. Одни обвиняются, судя по всему, в том, что не так эксплуатировали объект, в котором ежедневно бывали тысячи человек. Другие – в том, что не обеспечили работу пожарной сигнализации. Третий – что кнопку вовремя не нажал. Четвертый – что неправильно действовал на пожаре. И наконец, единственный представитель класса высокопоставленных чиновников (да и то в отставке) – видимо, поставила подпись с нарушениями.

Что примечательно в данной ситуации? Среди арестованных нет ни одного действующего чиновника. Хотя многие чиновники с 2013 года, когда вводилась в эксплуатацию "Зимняя вишня", по-прежнему работают. И они тоже ставили свои подписи, кстати. И высокопоставленные сотрудники МЧС, как, впрочем, и не очень высокопоставленные, отвечающие за пожарную безопасность – тоже работают.

Но пока все они на своих рабочих местах, а не в СИЗО.

В настоящее время якобы ведутся активные разговоры о сносе ТЦ. Причем в качестве возможной даты сноса называется… 4 мая. То есть уже в ближайшую пятницу здесь может начаться снос.

При этом стоит отметить, что собственниками ТЦ в той или иной мере являются 28 субъектов. Среди них и совсем "маленькие", прикупившие себе небольшие уголки ТЦ под собственные магазины. Причем, прикупившие их вместе с участками земли под ТЦ. Таково законодательство: часть здания приобретается вместе с частью земельного участка под ним.

И теперь что делать этим собственникам, часть из которых купили коммерческую недвижимость, например, в кредит? Кто вернет вложенные деньги?

Но так уж получается, что для тех, кто спасся в том страшном пожаре – жизнь продолжается. Кто-то будет признан виновным и попадет в колонию. Кто-то лишится бизнеса и средств к существованию. Но все они будут жить. И только родственники погибших в пламени "Зимней вишни" будут оплакивать тех, кого к жизни уже не вернуть.