Общество
455
28.03.2025 - 14:00
Северный морской путь vs Суэцкий канал: эксперт оценил перспективы арктической логистики


Развитие Северного морского пути (СМП) может стать стратегической альтернативой Суэцкому каналу, считает политолог Илья Гращенков. По его мнению, проект, представленный на Международном арктическом форуме губернатором Архангельской области Александром Цыбульским, обладает не только региональным, но и федеральным значением.
В ходе форума был представлен мастер-план Архангельской агломерации, который охватывает сразу несколько ключевых направлений: логистику, промышленность, науку, туризм и жилищное строительство. Особое внимание уделено развитию судоходства по СМП.
«Мастер-план Архангельской агломерации – это дорожная карта не только для региона, но и для всей арктической зоны России. На практике это означает «зелёный свет» масштабным инвестпроектам, вшитым в их «архитектуры». Реализация мастер-плана Архангельской агломерации укрепит логистическую безопасность страны за счет развития судоходства по Северному морскому пути (альтернатива Суэцкому каналу), создаст новые промышленные и научные кластеры, повысит качество жизни на Севере», — отметил Гращенков.
Согласно проекту, в развитие Северного морского пути Россия намерена инвестировать в ледокольный флот, портовую инфраструктуру и навигационные системы. В перспективе это позволит существенно увеличить грузопоток и сделать маршрут более привлекательным для международных перевозчиков.
Во второй половине 2020-х и в 2030-х годах российские власти рассчитывают значительно увеличить объём грузоперевозок по СМП, несмотря на санкционные ограничения и геополитические вызовы. Ключевыми партнёрами в этом процессе могут стать Китай, Индия и другие азиатские страны, заинтересованные в сокращении времени доставки грузов между Европой и Азией.
Гращенков приводит конкретные цифры, подчёркивая важность проекта:
• 18 проектов направлены на развитие логистики,
• 25 проектов связаны с арктическим туризмом,
• 162 проекта — это модернизация жилищного строительства.
Кроме того, в рамках развития СМП планируется строительство глубоководного района порта Архангельск с пропускной способностью 25 млн тонн грузов в год, а также модернизация Северной железной дороги.
Эксперты ожидают, что реализация мастер-плана приведёт к росту валового регионального продукта на 70%, созданию 25 тысяч новых рабочих мест и двукратному увеличению производительности труда.
Северный морской путь открывает перед Архангельском возможности стать ведущим транспортным и логистическим узлом Арктики. Помимо развития порта и судоремонтных мощностей, регион может активно привлекать инвестиции в складскую и транспортную инфраструктуру.
Однако, по мнению экспертов, успешная реализация проекта будет зависеть от эффективного управления, привлечения международных партнёров и преодоления геополитических препятствий. Если все факторы сложатся благоприятно, Архангельская область сможет занять ключевую роль в арктической логистике XXI века.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии