Грузооборот арктических портов СЗФО упал: Архангельск – единственный с ростом


Арктические порты Северо-Западного федерального округа (СЗФО) по итогам первых двух месяцев 2025 года показали снижение грузооборота. Совокупный объем обработанных грузов в Мурманске, Варандее и Архангельске составил 9 млн тонн, что на 6,25% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (9,6 млн тонн).
Единственный порт, который показал положительную динамику, – Архангельск. Остальные участники рынка, напротив, продолжают терять объемы.
По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот Архангельска за январь-февраль 2025 года вырос на 28,1%, достигнув 400 000 тонн.
Эксперты связывают этот рост с активным развитием контейнерных перевозок и расширением торговых маршрутов в Китай, а также с увеличением поставок по северному завозу.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает:
«Кроме того, в Архангельск из Петербурга направили селитру, появились новые контейнерные маршруты, а также свое влияние оказывает северный завоз».
За весь 2024 год порт Архангельск обработал 2,6 млн тонн грузов, что на 39,4% больше, чем в 2023 году. Однако показатели все еще отстают от уровня 2021 года, когда грузооборот достигал 3,2 млн тонн.
Власти Архангельской области ожидают, что весной и летом 2025 года порт примет до 20 судов из Китая.
Мурманский порт продолжает удерживать лидерство по объемам перевалки грузов – 8 млн тонн за два месяца 2025 года. Однако это на 6,2% меньше, чем год назад.
Исполнительный директор «Мурманского морского торгового порта» Павел Олейник объясняет снижение:
«В текущих экономических условиях продолжает наблюдаться снижение перевалки угля – основного массового груза порта. На данный момент мы не видим каких-либо изменений, которые могли бы остановить спад грузооборота».
В январе 2025 года объем перевалки сократился на 27% (817 700 тонн), в феврале – на 14% (1,043 млн тонн). В структуре грузов:
- 68% – уголь.
- 30% – железорудный концентрат.
- 3% – удобрения и прочие грузы.
По прогнозам, грузооборот Мурманского порта в 2025 году может сократиться на 14-28% и составить 10-12 млн тонн.
Порт Варандей, расположенный в Ненецком автономном округе, по итогам двух месяцев обработал 600 000 тонн нефти и нефтепродуктов. Это на 25% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.
Варандей – порт сезонного использования, и его грузооборот зависит от ледовых условий. С 29 января в акватории действуют ограничения на плавание, что затрудняет работу.
Так, суда без ледового класса не допускаются к входу в порт, а часть танкеров вынуждена ждать сопровождения ледоколов.
В 2024 году грузооборот порта составил 5,1 млн тонн, что также на 2,6% меньше, чем в 2023 году.
Что ждет арктические порты?
- Архангельск продолжает развивать новые логистические маршруты и наращивает перевалку грузов.
- Мурманск сталкивается с убыточностью угольных перевозок, что сказывается на общем грузообороте.
- Варандей остается зависимым от природных условий и ледокольного сопровождения.
Эксперты считают, что в 2025 году ключевыми факторами для арктических портов будут:
- Рост контейнерных перевозок.
- Развитие маршрутов в Китай.
- Государственная поддержка логистических проектов.
Будут ли приняты меры для восстановления грузооборота в Мурманске и Варандее, покажет время.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии