Экономика
326

Грузооборот арктических портов СЗФО упал: Архангельск – единственный с ростом

background
Фото: порт Варандей / «Лукойл»
Фото: порт Варандей / «Лукойл»

Арктические порты Северо-Западного федерального округа (СЗФО) по итогам первых двух месяцев 2025 года показали снижение грузооборота. Совокупный объем обработанных грузов в Мурманске, Варандее и Архангельске составил 9 млн тонн, что на 6,25% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (9,6 млн тонн).

Единственный порт, который показал положительную динамику, – Архангельск. Остальные участники рынка, напротив, продолжают терять объемы.

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот Архангельска за январь-февраль 2025 года вырос на 28,1%, достигнув 400 000 тонн.

Эксперты связывают этот рост с активным развитием контейнерных перевозок и расширением торговых маршрутов в Китай, а также с увеличением поставок по северному завозу.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает:
«Кроме того, в Архангельск из Петербурга направили селитру, появились новые контейнерные маршруты, а также свое влияние оказывает северный завоз».

За весь 2024 год порт Архангельск обработал 2,6 млн тонн грузов, что на 39,4% больше, чем в 2023 году. Однако показатели все еще отстают от уровня 2021 года, когда грузооборот достигал 3,2 млн тонн.

Власти Архангельской области ожидают, что весной и летом 2025 года порт примет до 20 судов из Китая.

Мурманский порт продолжает удерживать лидерство по объемам перевалки грузов – 8 млн тонн за два месяца 2025 года. Однако это на 6,2% меньше, чем год назад.

Исполнительный директор «Мурманского морского торгового порта» Павел Олейник объясняет снижение:
«В текущих экономических условиях продолжает наблюдаться снижение перевалки угля – основного массового груза порта. На данный момент мы не видим каких-либо изменений, которые могли бы остановить спад грузооборота».

В январе 2025 года объем перевалки сократился на 27% (817 700 тонн), в феврале – на 14% (1,043 млн тонн). В структуре грузов:

  • 68% – уголь.
  • 30% – железорудный концентрат.
  • 3% – удобрения и прочие грузы.

По прогнозам, грузооборот Мурманского порта в 2025 году может сократиться на 14-28% и составить 10-12 млн тонн.

Порт Варандей, расположенный в Ненецком автономном округе, по итогам двух месяцев обработал 600 000 тонн нефти и нефтепродуктов. Это на 25% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Варандей – порт сезонного использования, и его грузооборот зависит от ледовых условий. С 29 января в акватории действуют ограничения на плавание, что затрудняет работу.

Так, суда без ледового класса не допускаются к входу в порт, а часть танкеров вынуждена ждать сопровождения ледоколов.

В 2024 году грузооборот порта составил 5,1 млн тонн, что также на 2,6% меньше, чем в 2023 году.

Что ждет арктические порты?

  • Архангельск продолжает развивать новые логистические маршруты и наращивает перевалку грузов.
  • Мурманск сталкивается с убыточностью угольных перевозок, что сказывается на общем грузообороте.
  • Варандей остается зависимым от природных условий и ледокольного сопровождения.

Эксперты считают, что в 2025 году ключевыми факторами для арктических портов будут:

  • Рост контейнерных перевозок.
  • Развитие маршрутов в Китай.
  • Государственная поддержка логистических проектов.

Будут ли приняты меры для восстановления грузооборота в Мурманске и Варандее, покажет время.

Главные новости Коряжмы за неделю
Кому выгоден самозапрет на онлайн-покупки? Мнение экономиста
В России могут ввести так называемый самозапрет на покупки онлайн. В чьих интересах эта инициатива, объяснил экономист Михаил Беляев
14-03-2025 476 просмотров