Общество
389

Минпросвещения предложило заменить термины «буллинг» и «гендер» в школьных программах: мнения экспертов

background
Фото: Анна Майорова / «Лента.ру»
Фото: Анна Майорова / «Лента.ру»

В России инициировали обсуждение возможных изменений в школьных программах, касающихся терминологии. Минпросвещения предложило удалить такие термины, как «буллинг», «толерантность», «гендер» и «домашнее насилие», заменив их на более нейтральные и понятные для учащихся формулировки. По мнению представителей министерства, школьники вряд ли заметят эти изменения, так как предложенные замены не затронут суть изучаемых тем. Об этом пишет издание «Коммерсант».

Согласно разъяснениям Минпросвещения, термины будут адаптированы, чтобы соответствовать возрастным особенностям школьников. Например, слово «буллинг» могут заменить на «психологическое насилие», а «гендер» планируют заменить на привычный термин «пол». В случае с термином «толерантность» предлагается использовать более традиционные понятия — такие как «уважение» или «дружба между народами», в зависимости от контекста изучаемой темы.

Представители Минпросвещения подчеркивают, что цель данных изменений заключается в том, чтобы сделать материал школьных программ более доступным и понятным для детей. При этом, по словам представителей ведомства, содержание тем останется прежним, изменится лишь терминология. Обсуждается, что термины, часто заимствованные из иностранных языков и культурных контекстов, могут не всегда быть правильно восприняты школьниками. Поэтому предложено ввести более понятные и приближенные к российской образовательной системе слова.

Преподаватель русского языка и права, представитель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что изменения, предложенные в законопроекте, в первую очередь отразятся на учителях, а не на учениках. По его мнению, замена терминов повлияет на содержание методических пособий, которые используют педагоги. Школьники же вряд ли ощутят какие-либо изменения в процессе обучения, так как такие термины редко используются в образовательном процессе непосредственно с детьми.

Эту позицию поддержал и профессор Института образования ВШЭ Олег Федоров. Он подчеркнул, что для школьников подобные термины и без того зачастую остаются непонятными, поэтому корректировка на учебный процесс не повлияет. «До детей эти формулировки никогда не дойдут и на учебный процесс не повлияют», — отметил Федоров.

Если законопроект будет одобрен, изменения вступят в силу 1 сентября 2025 года. Это даст школам и учителям время на адаптацию учебных планов и пособий. Однако уже сейчас можно предположить, что данная инициатива станет предметом дальнейших дискуссий в образовательной сфере и обществе.