«Движение вверх»: хорошее спортивное, но плохое историческое кино
Ещё одному спортивному фильму, снятому на студии Никиты Михалкова «ТриТэ», удалось повторить успех «Легенды № 17».
В 1970 году новым тренером советской мужской сборной по баскетболу становится 40-летний Владимир Гаранжин (54-летний Владимир Машков). Вскоре после назначения Гаранжин заявляет на пресс-конференции, что на грядущей Олимпиаде-72 в Мюнхене советская баскетбольная сборная твёрдо намерена выиграть у американцев.
Околоспортивные партийные чиновники приходят в ужас: на кон поставлен престиж страны, а шансы против США у нас, как они считают, нулевые. Обнадёживает лишь то, что Гаранжин, кажется, знает, что делает — такие, как он, слов на ветер не бросают.
Фильм «Движение вверх» повторил успех «Легенды № 17» с Данилой Козловским в главной роли. «Движение» получилось даже лучше той «Легенды». Всё-таки последняя была прежде всего байопиком во славу Валерия Харламова, на фоне которого терялись не только прочие наши славные хоккеисты, но даже их яркий тренер Анатолий Тарасов. То есть Олег Меньшиков, разумеется, сыграл лучше Козловского, да только сцен с Тарасовым в «Легенде № 17» было не так много, как хотелось бы.
ФАКТ. Баскетбольный матч между мужскими сборными СССР и США состоялся в ночь с 9 на 10 сентября 1972 года в Мюнхене (ФРГ), на арене «Руди-Зедльмайер-Халле», вмещающей около 7 тысяч человек.
В «Движении вверх» с персонажами и играющими их актёрами всё обстоит гораздо лучше. Во-первых, здесь авторы не выделяют какую-то одну «легендарную» баскетбольную фигуру, что прекрасно. Это лучше работает на командный дух повествования, а в фильме про командную игру таковой, конечно, желателен.
Во-вторых, главным героем здесь сделан не кто иной, как ещё один отличный тренер в исполнении по-настоящему яркого актёра. И Машков в этой стопроцентно подходящей ему роли, пожалуй, превзошел Меньшикова в той же степени, в какой и сам фильм «Движение вверх» перещеголял «Легенду № 17».
Затмило «Движение вверх» и прошлогодний «Экипаж» с тем же Машковым. Стало быть, не Николаем Лебедевым единым жив нынешний мейнстримный российский кинематограф! Именно режиссёр Лебедев снял и «Легенду № 17», и «Экипаж», тогда как «Движение вверх» поставил куда менее известный Антон Мегердичев. До этого самым достойным пунктом в его небольшом портфолио было участие в телепроекте Леонида Парфёнова «Российская империя». Прежние же киноработы Мегердичева лучше не вспоминать.
ФАКТ. Сборная США не смогла удержать счёт 50:49 в последние три секунды игры. В финале советские баскетболисты три раза вводили мяч в игру из-за остановок и проблем с отсчётом времени и в конце концов вырвали счёт 51:50.
Ясно, что для этого режиссёра «Движение вверх» — подлинный прорыв и мгновенное попадание в высшую лигу современного русского кино. Причем вполне заслуженное: в этом фильме действительно хорошо вообще всё… что касается сугубо спортивных сцен.
Финальные 40 минут, практически в режиме реального времени воспроизводящие мюнхенский матч, поставлены мастерски. Если сцены хоккея в «Легенде № 17», по-своему тоже живописные, всё же были несколько подпорчены плохим монтажом, то на баскетбольных эпизодах в «Движении» не замечаешь вовсе никаких огрехов.
Но необходимо что-то сказать и о другой, как будто второстепенной, стороне фильма. Речь идёт об его исторической составляющей. И тут приходится признать, что здесь «Движение вверх» недалеко ушло от «Легенды № 17». А может, даже и превзошло её.
Дело не в перевирании подробностей самого исторического матча. Как раз здесь всё понятно: художественный фильм не обязан быть документально точным даже в показе общеизвестного события.
Впрочем, в избыточной и совершенно неспортивной агрессии американских баскетболистов во время игры чувствуется тот же пережим, что и в аналогичной жестокости канадских хоккеистов, пять лет назад показанной Лебедевым в его «Легенде». Но когда сама эпоха демонстрируется в одностороннем и вопиюще тенденциозном ключе, что не может не вызывать протеста в любом зрителе, который хоть что-то о той эпохе помнит или знает.
Казалось бы, сколько можно судачить с экранов об ужасах «совка»? Уж хоть за давностью срока сценаристы и режиссёры могли бы хоть немного пересмотреть своё отношение к той монументальной, неповторимой и по-своему прекрасной эпохе. Но нет, за тридцать последних лет наш кинематограф в этом отношении не подобрел ни на йоту.
ФАКТ. Исход матча стал предметом разбирательств. Американские игроки и официальные лица команды отказались выйти на церемонию награждения и до сих пор не признают результат игры корректным. Для СССР эта победа принесла первое олимпийское золото в мужском баскетболе.
И после просмотра «Движения вверх» становится очевидно, что никакого другого Советского Союза нам в кино уже никогда не покажут. Видимо, СССР навеки превратился в «страшилку», которой будут пугать людей нынешних и всех последующих времён.
Адекватное и тем более аутентичное изображение той эры следует искать лишь в нашем доперестроечном кино. Поэтому любой, даже самый невзрачный советский фильм о спорте выглядит честнее и естественнее пышного и дорогого «Движения вверх».
Один раз в жизни посмотреть ленту Мегердичева вполне можно. Но вряд ли многие захотят её когда-нибудь пересмотреть, в отличие от тех самых фильмов из СССР. Как ни относись к советским временам, нельзя не признавать одного: в те годы было снято несметное количество кинокартин «многоразового использования». Никакого сравнения с текущим положением дел!
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии